Дом архитектора Белогруда на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге

Яркий век модерна в архитектуре Петербурга на рубеже 1914-1915 годов сменился всплеском интереса к русскому ретроспективизму, оставляющему больше фантазии для использования наследия прошлого. Интерес к этому направлению в архитектуре был так же подогрет исторической выставкой архитектуры и художественной промышленности 18-19 вв., устроенной в залах Академии художеств.

Одним из последователей ретроспективизма стал архитектор Андрей Белогруд. Его странная судьба заключается в том, что из спроектированного им построено было лишь три здания, остальное же так и осталось на бумаге. Однако одним своим единственным творением – домом No 75 по Большому проспекту Петроградской стороны, он вошёл в историю как талантливый стилизатор.

Этот дом уникален не только своим фасадом. Самое главное, что удалось совершить Белогруду совместно с гражданским инженером Розенштейном, владельцем участка и дома, это создать новую доминанту в районе, где со времён начала века застройка велась сплошными кварталами. Градостроительная роль дома Белогруда кажется особенно значимой при взгляде с Большого проспекта. Дом не только создал зрительную доминанту этому монотонно застроенному доходными домами району, но и сформировал новую площадь, ныне названную Площадью Льва Толстого.

Строительство дома велось с 1913 по 1917 годы. Первоначально проект фасада, созданный при участии самого владельца, Розенштейна, представлял собой шестиэтажное сооружение с мансардами и гигантским ордером, как дань набравшему в те годы обороты ретроспективизму с его возвращением к античным образцам.

Признаваемая многими архитектурными критиками парадоксальность дома Белогруда, во многом связана с исключительно удачным его расположением относительно других зданий. Этот дом один из немногих в старом Петербурге раскрыт сразу на три стороны, что естественно для классической архитектуры, но очень редко применимо в условиях плотной застройки. При взгляде на дом со стороны Большого проспекта, он рисуется в виде шестиугольника.

Дом архитектора Белогруда на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге

Оригинальность и парадоксальность дома с башнями заключается в том, что, формально относясь к произведениям в духе ретроспективизм, этот дом на самом деле представляет собой огромную каменную фантазию автора на темы классицизма и готики. Этот дом необычен и интересен именно тем, что его невозможно подвести под какую-либо стилистическую рамку. Это своеобразный архитектурный экспромт, понять который можно только при внимательном рассмотрении фасадов.

Увлечённый помимо итальянского зодчества, ещё и историей Англии и её архитектурой, зодчий главным акцентом своей постройки сделал две шестигранные башни. Эти башни, а, если быть точным, стилизованные под башни бельведеры, построены по образцу башен замка Мэксток в английском графстве Уорвикшир. Это и определило как общий тон постройки, так и детали, превратившие дом на площади Льва Толстого в нечто среднее между ранними попытками архитекторов 18-19 веков стилизировать готику и модным в 1900-е ретроспективизмом. Башни кажутся огромными и действительно напоминают башни классического английского замка, что уже необычно для задуманного стандартным доходного дома.

Башни по главному фасаду, только с первого взгляда кажущиеся огромными, умело уравновешиваются гигантской аркой, объединяющей два этажа, и напоминающей портал готических храмов Европы. Похожим образом оформлена и расстекловка арки – она напоминает знаменитые готические розы.

В доме располагались квартиры с богатой отделкой по 5-6 комнат общей площадью около 270 квадратных метров. Квартиры, выходящие на площадь, получали веерообразную планировку на три стороны.

Инженерное оснащение здания соответствовало самым современным требованиям того времени. В квартирах устанавливались газовые плиты, углубленные до уровня пола ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы. Во дворе предусматривались гаражи.

Основная ценность данной постройки Белогруда — в стремлении уйти от точного копирования образцов прошлого, от рутинного, казенного отношения к архитектурному творчеству.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!